Самолет расправил крылья

Реконструкция самолета ТУ-104А и его постамента на Скомороховой горе идет полным ходом. Предполагается, что жители Рыбинска увидят памятник в обновленном виде в октябре — все реставрационные работы должны быть закончены к празднованию 100-летия ПАО «НПО «Сатурн».

Легендарный ТУ-104А при той, другой, жизни, использовался для пассажирских авиаперевозок, в Рыбинске он оказался уже после списания в самом начале 80-х. «Заслуженный пенсионер» настолько органично вписался в пейзаж Скомороховой горы, что сейчас микрорайон невозможно представить без этой архитектурной доминанты. Да что там микрорайон — город! Под размашистыми крыльями самолета выросло несколько поколений рыбинцев, многие из которых впоследствии стали моторостроителями. Он манил, вдохновлял, навевал мысли о воздушной романтике. Постамент же стал домом для спортсменов — внутри него разместилось отделение СДЮСШОР №8 по боксу.

Самолет и постамент не ремонтировались более тридцати лет. Летающая машина ржавела, его основание, облицованное песчаником, осыпалось, а верхняя часть, выполняющая роль крыши, потекла. При этом памятник не числился ни на городском балансе, ни на балансе НПО «Сатурн», соответственно, вопрос, кто его должен ремонтировать, долгие годы оставался открытым.

Дело сдвинулось с мертвой точки этим летом, на первом заседании возрожденного Градостроительного совета, на котором представители администрации и депутаты от ПАО «НПО «Сатурн» приняли решение восстанавливать самолет сообща. От этого выиграли все — город взялся отремонтировать и утеплить здание спортшколы, а «Сатурн» не упустил возможности преподнести всем рыбинцам подарок на свой столетний юбилей. Подрядчиком стала компания «Верхневолжская производственная сеть».

Заместителя директора спортшколы Дмитрия Назарова я застала в люльке автовышки. «Я работник спортивной школы, которая является собственником данного объекта, и слежу за ходом работ, помогаю в их организации», — объяснил он. Конечно, руководитель (кстати, тоже бывший сатурновец) просто не смог остаться в стороне от процесса: совсем недавно он активно помогал рабочим смывать старую краску, зачищать ржавчину, грунтовать, красить. «Краска авиационная, советская, очень качественная: мы долго не могли ее смыть, специальный растворитель использовали четыре раза», — рассказал он.

Новую краску нанесли плотным слоем — в общей сложности на все про все ушло порядка 500 литров эмали. При этом самолет получился не серебристым, как раньше, а светло-серым. Фюзеляж заварили — для сохранности и от проникновения вандалов.

На сегодняшний день закончена большая часть работ, однако вокруг постамента все еще натянута оградительная лента. Крыша уже отремонтирована, песчаник со стен сбит — сейчас работники фирмы-подрядчика занимаются отделкой фасада. В этой части, кстати, возникли некоторые проблемы, из-за которых пришлось дорабатывать и проект, и смету. «Изначально стены постамента планировали облицевать плиткой. Но когда начали сбивать старую, выяснилось, что на боковых стенах присутствуют «ребра» — выступающие элементы. В результате было принято решение сделать навесной фасад, что позволило утеплить здание спортшколы. Я этому, честно говоря, очень рад — зимой у нас совсем не жарко», — говорит руководитель.

600 квадратных метров покрытия будут выполнены в бело-синей гамме таким образом, чтобы рисунок создавал ощущение динамики, полета. Еще один вид работ — ремонт осыпавшихся парапетов, ступеней — их сейчас заливают бетоном. Постамент будет оснащен пандусами, и на него смогут подниматься все желающие без исключения.

Все работы по реставрации памятника должны быть закончены до 20 октября. Общий объем затрат составляет 5,5 млн. рублей.

Рыбинские известия, Евгения Николаева, 29 СЕНТЯБРЯ 2016